Что означает модель 7P в маркетинге?

Комплекс маркетинга или так называемый маркетинг-микс – это один из инструментов маркетолога, необходимый для анализа целевой аудитории и эффективной работы над повышением спроса на услуги или продукцию.

7P в маркетинге – это производная от комплекса 4P, который включает в себя набор практик и стратегий, используемых как при ведении бизнеса, так и для успешного продвижения продукта на рынке.

Разница лишь в том, что модель 7P расширена дополнительными тремя элементами, которые мы рассмотрим более подробно чуть далее.

Стандартный комплекс 4P

В своем базовом виде модель состоит из четырех элементов:

  1. Продукт. Включает в себя ассортимент и учитывает то, соответствует ли предложение всем потребностям ваших целевых клиентов.
  2. Цена. Полный комплекс системы ценовой политики, а также лояльное отношение к покупателю. Подразумевает под собой наличие акций, скидок, предоставление рассрочек и кредитов.
  3. Место. Правильный выбор каналов распределения продукции или услуг, а также мест для их реализации.
  4. Продвижение. Включает проведение полноценной PR-компании, что позволяет повысить узнаваемость бренда на рынке и увеличивает рост популярности услуги или товара.

В тот период, когда компания развивается активными темпами и потребителям становится все более важно качество продукции бренда, базовую концепцию 4P могут расширять и использовать микс 7P. Помимо тех четырех, перечисленных выше элементов, в эту модель добавлены еще 3:

  • люди;
  • процессы;
  • физическое окружение.

Рассмотрим элементы, которые дополняют 7P модель и отличают ее от классической более подробно.

Дополнительные инструменты 7P в маркетинге

7P в маркетинге - что это за модель и в чем ее концепция

Стоит отметить, что новые элементы, дополняющие модель 4P, задают фокус не только на физический продукт, они больше касаются комплекса предоставления услуг в целом.

Люди

Данный элемент был добавлен с учетом того, что в процессе совершения покупки существенную роль играет человеческий фактор. Соответственно данный компонент затрагивает всех потенциальных потребителей, которые каким-либо образом влияют на сделку или участвуют в ней.

Учитываются в данном случае следующие группы людей:

  • любые работники компании, деятельность которых помогает достигать общей цели;
  • те сотрудники, которые занимаются реализацией услуг или товаров клиентам;
  • непосредственно потребители и клиенты компании.

В этом блоке стоит уделить внимание и обратной связи с покупателями. Сюда можно включить создание сайта компании, развитие социальных сетей, проведение анкетирования и так далее.

Процесс

Данный элемент подразумевает под собой процесс взаимодействия клиентской базы с компанией. Если коммуникация налажена грамотно, у покупателя возникает стимул обратиться к вам еще раз. Важно чтобы это взаимодействие протекало в максимально простом, удобном и позитивном ключе.

Коммуникация с клиентами ценна еще и потому, что позволяет получать набор данных о потребителях ваших услуг, что в свою очередь упрощает работу маркетологов. Им становится проще выстраивать стратегию и стимулировать потенциального клиента к покупке.

Физическое окружение

Этот элемент включает в себя то пространство, которое окружает клиента в момент, когда он совершает сделку. Благодаря грамотно проработанному физическому окружению можно повысить имидж компании.

Для начала нужно уделить внимание следующим аспектам:

  • разработка фирменного стиля;
  • дизайн самих точек продажи;
  • качество обслуживания клиентов.

Физическое окружение прямым образом влияет на восприятие вашего бренда. Потенциальный покупатель всегда будет заинтересован воспользоваться вашими услугами, когда окажется внутри презентабельного магазина, а не посреди помещения, где товары разбросаны по полкам в хаотичном порядке.

Пример анализа конкурентов на базе модели 7P в маркетинге

Анализ деятельности конкурентов позволяет выявить сильные и слабые стороны в своем собственном бизнесе. Используя концепцию комплекса 7P, вы сможете выполнить подобный анализ максимально эффективно.

Выделить можно несколько следующих этапов такой аналитической работы:

  • сбор всех ваших конкурентов;
  • выбор инструментов для анализа;
  • сбор всех данных по каждому конкуренту с учетом элементов модели 7P;
  • занесение полученных данных в таблицу для наглядного сравнения;
  • анализ результатов;
  • формирование выводов и построение стратегии дальнейшего развития.

Если рассматривать процесс анализа более детально, то выглядеть он может следующим образом:

  1. Используя все доступные инструменты поиска, собирают конкурентов, акцентируя внимание именно на прямых конкурентах. Ищут обычно на всевозможных бизнес-площадках в сети, справочниках, сервисах с отзывами и прочих ресурсах.
  2. Далее остается только прогнать каждого конкурента по описанным выше элементам 7P модели, собирая данные в таблицы, диаграммы и схемы, структурируя их по каждой характеристике в отдельности.

Имея перед глазами готовые отчеты по конкурентам и, сравнивая полученные данные с точно таким же анализом своей компании, можно сделать соответствующие выводы и разработать эффективный план дальнейшего развития.

Александр Сак
Александр Сак

Интернет-предприниматель с опытом более 10 лет. Активно слежу за трендами в сфере ведения бизнеса и делюсь актуальными способами заработка.