Комплекс маркетинга или так называемый маркетинг-микс – это один из инструментов маркетолога, необходимый для анализа целевой аудитории и эффективной работы над повышением спроса на услуги или продукцию.
Разница лишь в том, что модель 7P расширена дополнительными тремя элементами, которые мы рассмотрим более подробно чуть далее.
Стандартный комплекс 4P
В своем базовом виде модель состоит из четырех элементов:
- Продукт. Включает в себя ассортимент и учитывает то, соответствует ли предложение всем потребностям ваших целевых клиентов.
- Цена. Полный комплекс системы ценовой политики, а также лояльное отношение к покупателю. Подразумевает под собой наличие акций, скидок, предоставление рассрочек и кредитов.
- Место. Правильный выбор каналов распределения продукции или услуг, а также мест для их реализации.
- Продвижение. Включает проведение полноценной PR-компании, что позволяет повысить узнаваемость бренда на рынке и увеличивает рост популярности услуги или товара.
В тот период, когда компания развивается активными темпами и потребителям становится все более важно качество продукции бренда, базовую концепцию 4P могут расширять и использовать микс 7P. Помимо тех четырех, перечисленных выше элементов, в эту модель добавлены еще 3:
- люди;
- процессы;
- физическое окружение.
Рассмотрим элементы, которые дополняют 7P модель и отличают ее от классической более подробно.
Дополнительные инструменты 7P в маркетинге
Стоит отметить, что новые элементы, дополняющие модель 4P, задают фокус не только на физический продукт, они больше касаются комплекса предоставления услуг в целом.
Люди
Данный элемент был добавлен с учетом того, что в процессе совершения покупки существенную роль играет человеческий фактор. Соответственно данный компонент затрагивает всех потенциальных потребителей, которые каким-либо образом влияют на сделку или участвуют в ней.
Учитываются в данном случае следующие группы людей:
- любые работники компании, деятельность которых помогает достигать общей цели;
- те сотрудники, которые занимаются реализацией услуг или товаров клиентам;
- непосредственно потребители и клиенты компании.
В этом блоке стоит уделить внимание и обратной связи с покупателями. Сюда можно включить создание сайта компании, развитие социальных сетей, проведение анкетирования и так далее.
Процесс
Данный элемент подразумевает под собой процесс взаимодействия клиентской базы с компанией. Если коммуникация налажена грамотно, у покупателя возникает стимул обратиться к вам еще раз. Важно чтобы это взаимодействие протекало в максимально простом, удобном и позитивном ключе.
Коммуникация с клиентами ценна еще и потому, что позволяет получать набор данных о потребителях ваших услуг, что в свою очередь упрощает работу маркетологов. Им становится проще выстраивать стратегию и стимулировать потенциального клиента к покупке.
Физическое окружение
Этот элемент включает в себя то пространство, которое окружает клиента в момент, когда он совершает сделку. Благодаря грамотно проработанному физическому окружению можно повысить имидж компании.
Для начала нужно уделить внимание следующим аспектам:
- разработка фирменного стиля;
- дизайн самих точек продажи;
- качество обслуживания клиентов.
Физическое окружение прямым образом влияет на восприятие вашего бренда. Потенциальный покупатель всегда будет заинтересован воспользоваться вашими услугами, когда окажется внутри презентабельного магазина, а не посреди помещения, где товары разбросаны по полкам в хаотичном порядке.
Пример анализа конкурентов на базе модели 7P в маркетинге
Анализ деятельности конкурентов позволяет выявить сильные и слабые стороны в своем собственном бизнесе. Используя концепцию комплекса 7P, вы сможете выполнить подобный анализ максимально эффективно.
Выделить можно несколько следующих этапов такой аналитической работы:
- сбор всех ваших конкурентов;
- выбор инструментов для анализа;
- сбор всех данных по каждому конкуренту с учетом элементов модели 7P;
- занесение полученных данных в таблицу для наглядного сравнения;
- анализ результатов;
- формирование выводов и построение стратегии дальнейшего развития.
Если рассматривать процесс анализа более детально, то выглядеть он может следующим образом:
- Используя все доступные инструменты поиска, собирают конкурентов, акцентируя внимание именно на прямых конкурентах. Ищут обычно на всевозможных бизнес-площадках в сети, справочниках, сервисах с отзывами и прочих ресурсах.
- Далее остается только прогнать каждого конкурента по описанным выше элементам 7P модели, собирая данные в таблицы, диаграммы и схемы, структурируя их по каждой характеристике в отдельности.
Имея перед глазами готовые отчеты по конкурентам и, сравнивая полученные данные с точно таким же анализом своей компании, можно сделать соответствующие выводы и разработать эффективный план дальнейшего развития.